Самолет У-2 был создан конструкторским бюро Н.Н.Поликарпова в 1927 году под требования к самолету с двигателем М-11 для массового обучения летчиков в минимальные сроки, разработанные Научно-технической комиссией Управления ВВС РККА. Первый вариант У-2, построенный в 1927 году, был не то чтобы прост - а примитивен. Поскольку скорость требовалась малая (по требованиям НТК УВВС - не свыше 120 км/час), был применен относительно толстый (14 % САХ) профиль крыльев для получения большего коэффициента подъемной силы. У-2 с толстым профилем крыльев представлял собой одностоечный биплан. Крылья его (прямоугольной формы без каких бы то ни было криволинейных очертаний) левые и правые, верхние и нижние были взаимозаменяемы; рули (высоты и направления) и оба элерона - также одинаковы и также взаимозаменяемы. Этот вариант самолета имел значение разрушающей перегрузки, равное 17, что было превзойдено только в относительно недавние времена с появлением самолета Су-26. Однако за счет излишнего увлечения технологичностью самолет показал неудовлетворительные скороподъемность (подъем на 1000 м за 11,5 мин; на 2000 м - за 29 мин) и потолок (2760 м) и не мог быть принят в эксплуатацию. С учетом неудачного опыта постройки первого образца в том же 1927 году конструкторское бюро Н.Н.Поликарпова спроектировало и построило второй - с тем же мотором М-11 и под тем же названием.

Этот У-2 - У-2 классический, У-2, каким мы его знаем, каким он вошел в историю, - впервые поднялся в воздух 7 января 1928 года (испытывал М.М.Громов).

При испытаниях были отмечены исключительные противоштопорные качества У-2: при потере скорости самолет опускал нос и набирал скорость, в штопорне срывался, а будучи введен принудительно (для чего требовалось большое усилие) - выходил из него немедленно, как только рули ставились нейтрально.

У-2 некоторых серий не вводился в штопор даже при принудительной постановке рулей на ввод. В учебных авиационных организациях, имевших У-2 таких серий, для обучения курсантов штопору шли на хитрость: регулировкой расчалок перекашивали коробку крыльев, чем делали всё-таки возможным ввод такого самолёта в штопор. Понятно, что штопор эти самолёты могли выполнять только в одну сторону. У-2 строился серийно с 1930 до 1953 г., всего было построено 33 тысячи экземпляров. Но и после прекращения выпуска самолета авиазаводами он продолжал строиться в мастерских и на ремонтных базах Аэрофлота по крайней мере до 1959 г.

Ночной бомбардировщик По-2 23-го Гвардейского НБАП с подвешенными бомбами ФАБ-100 и САБ-3. Установленный на моторе пламегаситель - вероятно, один из опытных образцов, разработанных в дивизии в ходе боевых действий, но не нашедший широкого применения.
image description
Экипажи 23 Гвардейского НБАП за 884 вылета доставили польским повстанцам 87 861 кг грузов. Для сравнения: из 1000 мешков с грузами, сброшенных повстанцам на парашютах английской авиацией 18 сентября 1944 г., только 20 приземлились в указанных точках.
image description
Боевая расскараска самолета 23 Гвардейского НБАП
image description
О тяжелых буднях летчиков, летающих и бомбивших врага на легком По-2 неоднократно рассказывали военные корреспонденты
image description
image description