У-2 часто называли "Небесным тихоходом", в честь летчиков сражавшихся на этих машинах сняты фильмы, написаны книги и сочинены стихи и песни. Представляем вашему вниманию некоторые из них.

gallery
Я дрался на По-2. "Ночные ведьмаки"
Драбкин А. В. Серия: "Война и мы"
Это книга о настоящих мужиках - летчиках и штурманах знаменитого "кукурузника" По-2 (У-2). Для управления этим самолетом первоначальной летной подготовки не нужны были особые навыки и способности, все же это был не истребитель или дальний бомбардировщик, однако те задачи, которые приходилось решать экипажу, требовали огромного личного мужества и полной отдачи. Как вспоминал один из ветеранов: "К У-2 относились с насмешкой, но эксплуатировали нас нещадно". Экипажи этих самолетов выполняли вылеты практически в любых метеоусловиях, когда ни один другой род авиации не мог оторваться от земли. Они летали на бомбометание, дневную и ночную разведку, высадку и выброску разведчиков, снабжение окруженных войск и партизан, эвакуацию раненых; выполняли полеты по связи и перевозке командного состава. Весь этот спектр задач ложился на плечи летчиков и штурманов тихоходного биплана, летавшего с крайне малой по современным меркам скоростью. Справиться со всем этим комплексом задач, сменявших друг друга даже в течение одного дня, могли только настоящие профессионалы, летчики и штурманы, делавшие свою, во многом незаслуженно обойденную вниманием работу. Отдавая дань мужеству летчиц 46-го гвардейского авиационного полка, мы должны помнить, что во время войны было создано более сотни полков ночных бомбардировщиков, среди которых только один был женским. Именно на плечи мужчин, таких, как эти двенадцать человек, чьи воспоминания собраны в книге, легла основная тяжесть войны на маленьком самолетике, делавшем большие дела.
gallery
1000 ночных вылетов
Михаленко Константин
Фронтовая судьба автора этой книги удивительна и уникальна. За годы войны летчик Константин Михаленко совершил 997 только подтвержденных боевых вылетов и при этом остался в живых! Причем в полете его не защищали ни броня Ил-2, ни авиапушки "яков" и "лавочкиных" - лишь дерево и перкаль открытой кабины По-2, того самого "небесного тихохода", неприхотливого труженика мирного времени, в грозные годы войны ставшего ночным бомбардировщиком. Вдумайтесь! Почти 1000 раз пришлось молодому выпускнику Харьковской военно-авиационной школы лететь сквозь смертельные трассы зенитных пулеметов и разрывы снарядов, под слепящими лучами прожекторов, на минимальной высоте и без возможности раскрыть парашют, если страшный удар расколет его "летающую этажерку". Летчики По-2 днем и ночью летали на разведку и бомбардировку противника, на транспортировку боеприпасов своим войскам и эвакуацию раненых. Наши солдаты шутливо называли самолет По-2 "кукурузником", немцы - "кофейной мельницей" и...
gallery
Ночные рейды советских летчиц
Голубева-Терес О.Т.
Ночные рейды советских летчиц. Из летной книжки штурмана У-2. 1941-1945.
В годы Великой Отечественной войны был такой необыкновенный полк - 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. "Ночных" - потому что бомбардировщиками выступали старенькие учебные самолеты-бипланы У-2 (По-2), "бронированные" фанерной обшивкой. Воевать днем, как другие боевые самолеты, такие машины не могли. "Необыкновенный" - потому что весь личный состав полка - от техника до командира - составляли женщины. В основном девчонки 18-22 лет от роду. Эти девчонки сделали за три года 24 тысячи боевых вылетов. 25 летчиц и штурманов стали Героями Советского Союза. Книга бывшего штурмана полка, кавалера ордена Славы Ольги Тимофеевны Голубевой-Терес (род. в 1923 г.) - правдивый рассказ о боевом пути этой уникальной в своем роде воинской части Красной армии.

Служили три пилота

Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: С. Фогельсон

Хорошая работа,
Хорошая молва.
Три друга - три пилота
Летали на "У-2"

Фанерный хвост и крылья
И очень тихий ход
Но больше всех любили
Друзья свой самолёт.

Припев:
Почти пешком по небу
Летят едва-едва
И раз - "У-2", и два - "У-2",
И три "У-2".
Служили три пилота
И первый молвил так:
"Быстрей нет самолёта,
Чем истребитель "Як".

Но пусть он шибче ветра,
Как сядет - погляжу.
А мне - четыре метра
И я уже сижу."

Припев.
Служили три пилота,
Второй заговорил:
"Грозней всех самолётов
Бронированный "Ил".

Но для ремонта тащат
Сырья ему вагон.
А мне - фанерный ящик -
И весь готов ремонт."

Припев.

И третий из пилотов
добавил пару слов:
"Грозней всех самолётов
в бомбёжке - "Петляков".

Но дело непростое -
Бомбёжка на ходу.
А я, на месте стоя,
Как хочешь, попаду".

Припев.

Приказ: "По самолётам!"
И кончен разговор.
И каждый из пилотов
Готовит свой мотор.

И каждый из пилотов
Готовит свой "У-2".
Хорошая работа - Хорошая молва.


Стихотворение, написанное Николаем Ивановичем в 1944 г.

Пора в путь-дорогу

Слова: С. Фогельсон

Дождливым вечером, вечером, вечером,
Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего,
Мы приземлимся за столом, поговорим о том, о сем
И нашу песенку любимую споем:

Припев:
Пора в путь-дорогу,
Дорогу дальнюю, дальнюю,
Дальнюю идем.
Над милым порогом
Качну серебряным тебе крылом...

Пускай судьба забросит нас далеко - пускай!
Ты к сердцу только никого не допускай!
Следить буду строго,
Мне сверху видно все - ты так и знай!

Нам нынче весело, весело, весело,
Чего ж ты, милая, сегодня нос повесила?
Мы выпьем раз и выпьем два
За наши славные "У-2",
Но так, чтоб завтра не болела голова.

Припев.

Мы парни бравые, бравые, бравые.
А чтоб не сглазили подруги нас кудрявые,
Мы перед вылетом еще
Их поцелуем горячо
Сперва разок, потом другой, потом еще!